СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ
Пробуждение политического самосознания. Середина 19 в. стала поворотным пунктом в истории Индии. Уже через 5-6 лет после восстания сипаев в Калькутте и Бомбее возникли организации, ставившие перед британской администрацией важные вопросы внутренней жизни страны и, в первую очередь, требовавшие предоставить индийцам важные посты в государственном аппарате. В 1861 индийцы были включены в состав Законодательного совета при генерал-губернаторе Индии и аналогичных провинциальных советов. На начальном этапе отношения между победителями и покоренным населением складывались традиционным образом: смешанные браки помогали достижению согласия, а социальные различия воспринимались не с этнической, а с классовой точки зрения. Многие англичане переняли живой интерес Уорена Гастингса к индийской культуре. К ним относятся, например, лингвист и востоковед сэр Уильям Джонс, художник В.Принсип, военный врач и востоковед-любитель Х.Х.Уилсон. Впрочем, несколько позже под влиянием идей историка Т.Б.Маколея потребность в английской образовательной системе и в распространении новых знаний и достижений науки породила в британском обществе пренебрежительное отношение к реалиям индийской жизни. Барьер между обеими сторонами стал особенно труднопреодолимым после жестокого подавления восстания сипаев. Очень часто виновными в таком положении оказывались даже лучшие из англичан. Чем сильнее окружной начальник проникался сознанием значимости своей культуртрегерской миссии, тем больше он веровал в то, что может сам оценить, что будет благом для индийцев. Между тем повсеместно быстро росло национальное самосознание. В Англии, где формировалось гражданское общество, становилось очевидной недопустимость расовой дискриминации. Следствием стало принятие закона Куртни - Илберта, согласно которому дела европейцев могли рассматриваться в индийских магистратных судах. Экономические изменения оказывали значительное влияние на политическое мышление образованного слоя индийцев и оживили их национальные чаяния. В 1870-х годах была предпринята попытка удовлетворить надежды за счет создания на местах комитетов из индийцев с тем, чтобы эти органы отвечали за положение дел в здравоохранении, просвещении и на транспорте. Несколько позднее либерально мысливший лорд Рипон, генерал-губернатор Индии в 1880-1884, сформировал, преимущественно по английскому образцу, местные институты самоуправления на уровне округов, муниципалитетов и т.п. Он понимал, что при этом деятельность административных учреждений может ухудшиться, и откровенно заявлял, что цель мероприятия "прежде всего не совершенствование управления... а распространение политической и общей грамотности". Аллан Октавиан Юм, отставной чиновник гражданской администрации Индии, человек широкого кругозора, решил навести мосты между англичанами и индийцами путем создания организации Индийский национальный конгресс. Инициатива Юма получила поддержку либерального вице-короля лорда Дафферина, настаивавшего на том, что Конгресс не должен ограничивать свою деятельность социальной тематикой, а обязан заниматься также политическими проблемами и при необходимости критиковать правительство. Первая сессия Конгресса состоялась в Бомбее в 1885; на ней присутствовали 72 делегата, главным образом юристы, учителя и редакторы газет. Одобренный в 1892 Закон об индийских советах повысил их значимость на центральном и провинциальном уровне и придал им характер представительных органов. Если раньше неофициальные члены советов назначались исключительно по распоряжению генерал-губернатора, то новый закон предусматривал вхождение в советы представителей от различных торговых, учебных и муниципальных организаций. Окончательно состав советов утверждался генерал-губернатором. Таким образом, победил выборный принцип, вопреки опасениям лорда Солсбери, что к власти могут придти "не здоровые, органические и пригодные для эффективной деятельности силы индийского общества, а нежизнеспособные и слабые, которых мы сами приведем к руководству".
Индусско-мусульманские противоречия. Политическое развитие не могло охватить в равной степени все общины страны. Для индусов появление англичан означало, главным образом, смену "хозяина". Прежде они подчинялись могольским императорам, теперь смогли адаптироваться к новой власти. В ходе этого процесса были восприняты принципы английской системы образования и сам западный образ мышления. Напротив, мусульмане встретили изменения враждебно. Ислам противился инновациям в системе образования, не стремился осваивать английский язык и овладевать современными научными знаниями. Лидер исламской общины Сейид Ахмад-хан заявил, что если представительный принцип в управлении колонией восторжествует, то мусульмане окажутся в невыгодном положении по отношению к индусам. Это высказывание приобретало все большую актуальность по мере того, как в 19 в. усугублялись трения между конфессиями. Ахмад-хан советовал единоверцам держаться в стороне от Индийского национального конгресса, но приобщаться к английской системе образования. Индусский национализм быстро набирал силу. В конце 19 в. британские власти предложили принять закон о запрещении заключать брак до достижения невестами 12 лет. Бал Гангатхар Тилак, выражавший взгляды ортодоксальных индусов Западной Индии, развернул активную кампанию против этого серьезного, по его мнению, вторжения в народные обычаи. Стали основываться гимнастические общества, где молодые индусы получали физическую закалку с тем, чтобы противостоять врагам веры. В 1905 лорд Керзон, вице-король Индии в 1899-1905, желая повысить эффективность управления, решил разделить Бенгалию. Ее западная часть была населена в основном индуистами, а восточная - мусульманами. Последние позитивно восприняли этот раздел, ибо считали, что провинциальные власти никогда не обращали должного внимания на Восточную Бенгалию. Напротив, другая заинтересованная сторона восприняла решение лорда Керзона как хитроумный и болезненный удар, преследующий цель ослабить позиции бенгальских индусов, которые стояли во главе национально-освободительного движения в Индии. Горячий темперамент бенгальцев способствовал накалу обстановки, и в Бенгалии усилилось движение экстремистов во главе с Балом Гандахаром Тилаки. Начался бойкот британских товаров, и один из умеренных бенгальских лидеров писал, что "возникла явная опасность для школьника или учащегося колледжа появиться в классе или в студенческой аудитории в одежде из иностранной ткани. Студенты не могли готовиться к сдаче экзаменов по книгам, напечатанным на бумаге, изготовленной за рубежом". Несколькими годами позже решение о разделе Бенгалии было отменено, но оно уже успело дать импульс развитию индуистского экстремизма и усилило напряженность в межконфессиональных отношениях. Мусульмане ощутили потребность в создании собственной политической организации, и 30 декабря 1906 была основана Мусульманская лига, прежде всего для защиты прав исламской общины. Возникшие трудности не остановили британское правительство, которое продолжало курс на преобразования, известный как реформы Морли - Минто. Одобренные в 1909, они предусматривали значительные поправки к конституции. Значительно возросло число независимых, не состоящих на официальной службе индийцев среди членов Законодательного совета при генерал-губернаторе Индии и особенно в провинциальных советах. Прежняя практика одобрения кандидатов генерал-губернатором была заменена выборами по системам муниципальных и окружных органов, по торговым палатам, куриям землевладельцев и других групп населения, имеющих собственные интересы. Возможно, самым важным элементом реформ стало принятие принципа раздельных выборов для членов двух главных конфессий. Умеренные круги были довольны реформами, и Гопал Кришна Гокхале, один из выдающихся деятелей Конгресса, приветствовал проведенные Великобританией реформы и заявил, что в долгосрочной перспективе альтернативы английскому правлению в Индии не существует. Террористические акции еще случались в Бенгалии, но в целом вплоть до Первой мировой войны в колонии сохранялась спокойная обстановка.
Совершенствование административной системы. Во второй половине 19 в., после восстания сипаев и до Первой мировой войны, существенные сдвиги происходили не только в политической жизни Индии, но и в сферах управления, экономики и образования. После восстания сипаев в Индии особенно остро ощущалась потребность в организации эффективного управления. Индийская гражданская служба уже начала завоевывать хорошую репутацию, но необходимо было укрепить ее специализированные подразделения. Законом 1861 были заложены основы для формирования профессиональной полиции, но длительное время в ней высокие посты занимали жившие в колонии европейцы. Лишь немногие индийцы могли рассчитывать на продвижение по службе в полиции. В 1905 была образована Провинциальная полицейская служба, укомплектованная индийцами (хотя по рангу она и стояла ниже Индийской полицейской службы, костяк которой составляли европейцы). Индийская медицинская служба была образована еще в 18 в. для обслуживания армии. Однако в мирное время многие военные врачи переключились на лечение гражданского населения. За полвека, предшествовавшие Первой мировой войне, такая практика стала регулярной, и члены Индийской медицинской службы приняли на себя ответственность за общее состояние здравоохранения в стране. Они начали активную кампанию за искоренение малярии, холеры и оспы, а также повели борьбу с детской смертностью, которая столетиями держалась на очень высоком уровне. В середине 19 в. дороги в стране были в очень плохом состоянии, а во многих районах просто отсутствовали. В 1837 чиновник одного из административных округов под Калькуттой сообщал в своем отчете, что "в округе нет ни одной дороги, по которой мог бы проехать европейский экипаж", и такая картина наблюдалась во многих районах Индии. Чтобы исправить положение, требовался штат хорошо подготовленных специалистов. Управление общественных работ комплектовалось за счет кадров из корпуса королевских инженеров до 1871, когда был основан колледж Куперс-Хилл. Он готовил гражданских инженеров такого профиля, в котором нуждалось Управление. Однако вскоре выяснилось, что высоквалифицированные специалисты использовались для выполнения достаточно рутинной работы. Поэтому была организована самостоятельная инженерная служба, куда набирали лиц, окончивших местные колледжи. Это помогло придать необходимые масштабы сооружению дорог и мостов. Еще более широкие масштабы приобрело сооружение ирригационных каналов и плотин. Перед началом Первой мировой войны Индия опередила все другие страны по площади орошаемых земель, хотя по-прежнему располагала обширным фондом целинных земель. В сфере образования прогресс носил скорее количественный, чем качественный характер. Многократно возросло число университетов и колледжей, но уровень преподавания в высшей школе был ниже, чем в Европе. Так или иначе британским властям не удалось сделать европейскую систему обучения составным элементом жизни среднего индийца. Начальная школа должным образом не финансировалась, и массовая неграмотность трактовалась многими англичанами как неудача колониальной политики. В некоторой степени это было следствием естественного желания метрополии удержать налоговые сборы на прежнем скромном уровне.

Рост промышленности. Современные английские экономисты считают развитие рыночного хозяйства делом частных предпринимателей, а не государства. Британские деловые круги были готовы идти на риск, ибо низкие ставки налогообложения в Индии позволяли рассчитывать на хорошую прибыль. Чайные плантации закладывались столь стремительными темпами, что к концу 19 в. в чаеводстве было занято 0,5 млн. человек; равным образом британские предприниматели активно развивали производство джута в Бенгалии. Рост внутреннего спроса на топливо предопределил расширение добычи угля. Наибольшее впечатление производит создание целой отрасли - черной металлургии выдающимся индийским заводчиком Джамшеджи Татой. Еще ранее индийцы начали финансировать зародившееся в стране фабричное хлопчатобумажное производство, но Тата был по натуре первопроходцем, и именно он направил Индию на путь подлинно промышленного развития. Этому курсу способствовала одобренная сверху система управляющих агентств, состоявшая в том, что британские фирмы вкладывали капитал в новое предприятие и затем продавали часть пакета акций, сохраняя за собой технический контроль и административное руководство. Полученные от продажи денежные средства инвестировались в очередные объекты. Такой самовоспроизводящийся процесс, который на раннем этапе почти полностью опекали солидные британские управляющие агентства, заметно стимулировал рост промышленности.
Первая мировая война. В самом начале войны президент Индийского национального конгресса заявил, что англичане и индийцы совместно вступят в борьбу за честь, свободу и справедливость, и выражение лояльности властям было выказано всеми классами общества. Мохандас К.Ганди, ставший видным деятелем движения за независимость, призвал к энергичной работе ради победы. Искренность чувств вскоре подтвердил тот солидный вклад, который Индия внесла в военные действия Антанты. Тем не менее в колонии, как и повсюду, война изменила привычную систему духовных ценностей. Опыт, приобретенный индийскими солдатами за рубежом, помог им и их семьям заново взглянуть на свое место в мире. В ноябре 1916 в Лакхнау был заключен пакт, по которому обе общины согласились совместно настаивать на скорейшей реализации принципа самоуправления; при этом Конгресс не возражал против образования самостоятельной мусульманской курии при выборах в законодательные органы. Английское правительство отреагировало на ситуацию, и в августе 1917 статс-секретарь Э.С.Монтегю объявил, что политика метрополии сводится к постепенному укреплению сети институтов, необходимых для самоуправления, с тем чтобы создать в итоге представительное правительство в Индии как составной части Британской империи. Статс-секретарь Монтегю и вице-король Индии лорд Челмсфорд подготовили доклад на эту тему, указывавший конкретные направления политики, однако прежде, чем стали осуществляться практические меры, обстановка резко ухудшилась. Еще в начале войны конспиративная революционная деятельность экстремистов стала представлять серьезную опасность для общества. Комитет, возглавляемый Сиднеем Роулеттом, обстоятельно изучил материалы о деятельности террористических организаций и рекомендовал правительству принять экстренные меры. На этом этапе Ганди действовал вместе с экстремистами, и, когда в марте 1919 был принят предложенный Роулеттом закон об охране порядка, он призвал провести в Индии хартал, т.е. прекращение хозяйственной деятельности. Вскоре в стране начались волнения, побудившие Ганди отменить хартал. Но к тому времени обострилась обстановка в Пенджабе. 13 апреля, когда ситуация особенно накалилась и огромная протестующая толпа собралась в Амритсаре, войска под командованием бригадного генерала Реджинальда Дайера открыли огонь и разогнали демонстрацию. Почти 400 человек были убиты, многие ранены. Дух сотрудничества и взаимной лояльности, воцарившийся в 1914, был полностью развеян; возникла угроза новых конфликтов.
Диархия. Английское правительство придерживалось линии, намеченной в докладе Монтегю - Челмсфорда. Принятый в 1919 закон об управлении Индией предоставил дополнительные права индийцам. В провинциях часть задач, решаемых администрацией, были переданы в ведение министров-индийцев. Такая система управления, получившая название "диархия", часто критиковалась по той причине, что главные вопросы - финансы, судопроизводство и поддержание общественного порядка оставались в исключительном ведении британских властей. Реформы удовлетворили на некоторое время умеренные слои, но после хартала началась агитация в поддержку халифата. Она была формой протеста против раздела Османской империи после окончания Первой мировой войны. Большинство мусульман разделяло убеждение, что турецкий султан - это халиф, или отец правоверных, и как таковой должен иметь в своем распоряжении соответствующую территорию и ресурсы. Ганди с большим политическим тактом сумел сочетать агитацию в пользу халифата с борьбой Конгресса против закона Роулетта и движением за отказ от сотрудничества с властями (т.е. движение гражданского неповиновения). Мохандас Карамчанд Ганди, которого мир знает под именем Махатма Ганди, или "человек большой души", оказывал сильнейшее влияние на индусов и в их глазах был символом стремления к свободе.
См. также ГАНДИ Мохандас Карамчанд. Между тем диархия функционировала успешно. Удалось достичь соглашения, по которому генерал-губернатор Индии освобождался от контроля Лондона в финансовых вопросах, если они были совместно решены им и законодательным органом в Дели. Еще более важным событием явилось признание права Индии выступать на международных конференциях независимо от Великобритании. Однако в целом этот период не принес согласия. Индийская интеллигенция сомневалась в благих намерениях британских властей. Возрастало взаимное отчуждение индусов и мусульман. В результате в 1929-1930 годах в ряде районов произошли межобщинные столкновения.
Комиссия Саймона и конференции Круглого стола. В 1927 комиссия членов английского парламента под руководством Джона Саймона прибыла в Дели, чтобы рассмотреть перспективы дальнейших конституционных преобразований. В 1929 вице-король лорд Ирвин объявил о том, что целью реформ является получение страной статуса доминиона. Рабочий комитет Конгресса тогда же высказался за полный выход из Британского содружества, поскольку "не может быть настоящей свободы, пока не прекращена связь с Великобританией". Власти метрополии пытались преодолеть возникшие трудности. В 1930, 1931 и 1932 были проведены три конференции Круглого стола между представителями от индийской стороны и от правительства и трех ведущих политических партий в парламенте Великобритании. Конгресс, продолжавший придерживаться курса на гражданское неповиновение, бойкотировал первую конференцию. Вскоре после завершения первой конференции Круглого стола был заключен знаменитый пакт Ирвина - Ганди, по которому Конгресс прерывал акцию неповиновения, а правительство выпускало из тюрем политических заключенных. В работе второй конференции Круглого стола принял участие Ганди, который считал себя вправе выражать интересы Индии в целом и отверг требования мусульман и других меньшинств на создание религиозно-общинных избирательных курий. После окончания конференции Конгресс вновь прибег к тактике ненасильственного сопротивления. Вспыхнули беспорядки, и правительство вновь арестовало Ганди. Поскольку индийским лидерам не удалось преодолеть межобщинные распри, английское правительство в августе 1932 было вынуждено внести компромиссное предложение, согласно которому зарегистрированные касты, известные в истории как неприкасаемые, и мусульмане получали право голосовать на выборах по собственным спискам. Ганди, тогда находившийся в заключении в Пуне, пригрозил "голодать до смерти" в качестве протеста против данного плана. В конечном счете представители зарегистрированных каст уступили, и подписанное в Пуне соглашение включило компромиссные формулировки. Тем не менее и кампания гражданского неповиновения, и террористические акты не прекращались. Третья конференция Круглого стола привела лишь к признанию полезности дальнейшего изучения проблемы комитетом, назначенным совместно обеими палатами парламента. В 1935 Лондон принял Закон об управлении Индией. Провинциальная автономия. Закон об управлении Индией содержал два принципиально важных положения. В ведение властей провинций полностью передавались некоторые сферы законотворчества и право устанавливать и взимать определенные виды налогов. Кроме того, Закон, или, точнее, дополнявшие его инструкции предусматривали, что губернатор провинции должен назначать министров после консультации с политическим лидером, который пользуется весомой поддержкой большинства в провинциальном законодательном собрании. Выступавшим в качестве представителей метрополии губернаторам следовало в своей деятельности руководствоваться рекомендациями министров, сохраняя за собой ряд силовых функций. Среди них - предотвращение любой серьезной угрозы порядку и спокойствию на подведомственной территории, обеспечение безопасности меньшинств и защита деловых интересов Великобритании. Закон 1935 предусматривал также принятие мер по созданию представительного центрального правительства. Партия Конгресса отвергла право властей на проведение силовых акций, которое закреплялось в тех разделах Закона, которые касались провинциальных правительств, и отказалась занять министерские посты после вступления этого закона в силу в 1937. Конгрессисты требовали гарантий, что губернаторы на практике никогда не будут прибегать к силовым мерам. Последние годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, оказались относительно спокойными, но курс на провинциальную автономию вызвал естественную озабоченность национальных меньшинств. Лидер мусульман Мухаммед Али Джинна потребовал образовать королевскую комиссию для изучения жалоб, которые, по его мнению, свидетельствовали о притеснении членов исламской конфессии в областях с индусским большинством.
Вторая мировая война. Согласно Конституции, Индия автоматически стала воюющей стороной после обращения вице-короля к населению с заявлением, что "началась война между Его Величеством и Германией". Симпатии всех слоев индийского общества обратились на союзников, но такое положение продолжалось долго. Вскоре лидеры Конгресса выразили явное недовольство тем обстоятельством, что процедура принятия решения по вопросу войны и мира не предусмотрела участия в ней индийцев. От английского правительства потребовали отчета о его намерениях в отношении Индии после окончания войны. Конгресс отказался поддерживать военные усилия английской администрации, отозвав своих министров из провинциальных правительств. Положение изменилось 10 января 1940, когда вице-король объявил, что британские власти планируют после войны предоставить Индии статус доминиона. В марте 1940 Мусульманская лига жестко сформулировала предложения о разделе страны. В августе 1940 правительство выдвинуло новое предложение. Все партии приглашались принять участие в работе расширенного Совета при генерал-губернаторе и Совещательного военного совета. Ни Конгресс, ни Мусульманская лига не откликнулись на это предложение, а в октябре 1940 Конгресс начал кампанию гражданского неповиновения.
Миссия Криппса. Следующую попытку преодолеть тупик в переговорном процессе предпринял в марте 1942 прибывший в Индию Стаффорд Криппс. Английское правительство предлагало разработать конституцию страны с помощью специального выборного органа, сформированного в Индии непосредственно после окончания войны; давало согласие на выход Индии из Содружества, если она того пожелает; предоставляло провинциям право отказаться от вступления в новый Индийский Союз. Высказывалась готовность передать индийским политическим кругам рычаги управления страной во всех сферах, кроме обороны. Предложения были отвергнуты. Начались волнения, которые были вскоре подавлены. Ганди и другие ведущие деятели Конгресса были арестованы и заключены в тюрьму.
Послевоенное развитие событий. Вице-король лорд Уэйвелл провел встречу с представителями всех партий в июне 1945 в Шимле, но не смог договориться с Конгрессом и Мусульманской лигой. Вскоре состоялись всеобщие выборы, и стало совершенно ясно, что подавляющее большинство мусульман настаивает на разделе Индии. Миссия британского правительства, направленная в марте 1946, потерпела неудачу в главном вопросе, однако способствовала принятию двух важных решений: о выборах учредительного собрания, которому поручалось выработать проект конституции Индии, и о переговорах о формировании в августе 1946 временного правительства с участием членов Конгресса и Мусульманской лиги. Это правительство должно было передать власть в индийские руки, не дожидаясь завершения мероприятий, связанных с принятием конституции. Джавахарлал Неру стал премьер-министром, а Лиакат Али-хан, второй после Джинны человек в Мусульманской лиге, занял пост министра финансов. Продуманный план действий в полной мере, однако, не сработал, поскольку межобщинные споры зашли слишком далеко. В Калькутте непосредственно перед утверждением временного правительства произошла кровавая резня, а несколькими месяцами позднее аналогичные трагические события случились также в Пенджабе. 20 февраля 1947 английский премьер-министр Клемент Эттли объявил, что власть в Индии передается представительному правительству в июне 1948. При этом Великобритания оставила за собой право решать, кто конкретно получит власть. Высказывания Эттли наэлектризовали обстановку: индусы поняли, что возможно расчленение Индии, а мусульмане уяснили, что для них не исключена вероятность жить при правительстве большинства в новом государстве. В первый раз обе главные политические силы колонии настроились на конструктивные переговоры, и общественность была подготовлена к приезду в марте 1947 нового вице-короля лорда Маунтбэттена для исполнения принятых решений.
Провозглашение независимости. В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, позволившая британскому парламенту принять Закон о независимости Индии, который вступил в силу 15 августа 1947. В этом документе излагались принципы раздела, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность определиться, вступать ли им в Индию или Пакистан, и декларировалось право каждого из двух новых доминионов на самоуправление с правом выхода из Содружества. Прекращался также сюзеренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними договоров. Произошел раздел двух провинций - Бенгалии и Пенджаба. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало свой выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и  Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индии.